Главная
школьный психолог
профилактика суицида

Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения в рамках профилактики суицидов является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска.
Комплексное сопровождение обучающихся группы суицидального риска включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
 — педагогическую помощь,
 — отслеживание и устранение пробелов в знаниях, определение системы дополнительных занятий и помощи,
 — создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,
 — психологическую помощь,
 — диагностику, консультирование, проведение индивидуальной и групповой психологической коррекции,
 — организацию занятости и досуга,
 — вовлечение в общественно-полезную деятельность, секции, кружки,
 — медицинскую помощь,
 — социальную помощь.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения

Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

  • сформированное чувство долга, ответственности;
  • эмоциональная привязанность к родным и близким людям;
  • внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;
  • психологическая гибкость и адаптированность;
  • умение снимать свою психологическую напряжённость;
  • проявление интереса к жизни;
  • наличие жизненных планов, замыслов;
  • наличие актуальных жизненных ценностей;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов. Являющихся  «психологической защитой», которой должен обладать подросток.

Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте

При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:
• частые соматические недомогания  (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
• потеря аппетита или импульсивное обжорство;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
• появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
• уход от контактов, превращение в  «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
• погружённость в размышления о смерти;
• отсутствие планов на будущее.
Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.