Советы психолога
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Какие у вас возникают ассоциации, образы при словосочетании «эмоциональное выгорание педагога»? Лично у меня складывается такой образ: хмурый, неулыбчивый учитель, неохотно и раздраженно отвечающий на вопросы учеников и коллег по работе. Человек с опущенными плечами и уставшим, тусклым взглядом, с неуверенной походкой. Часто такие люди видят в работе больше негатива, чем позитива. Вечно недовольны директором и администрацией и все причины неудач стараются приписывать именно им, а не себе. Но, давайте не будем о грустном, а попытаемся разобраться, как же эмоционально не сгореть на работе? Как не заразиться выгоранием от других коллег?
Давайте разберемся в обсуждаемом понятии: что же такое «эмоциональное выгорание» и как его избежать?
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Хотя, этим синдромом могут «заразиться» и более молодые работники. Все зависит от личности педагога и его творческой активности. Встречаются молодые специалисты, которые в начале своей профессиональной карьеры «горят на работе» не в лучшем смысле. Это проявляется в безынициативности, нежелании «профессионально расти» и набираться педагогического опыта у коллег со стажем. Но есть и другая категория учителей со стажем, которые заражают позитивом, инициативностью и любовью к своей профессии. Поэтому возраст, по большому счету, здесь ни при чем.
Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого, частые и неразрешенные конфликты на работе).
Существуют факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, понимающим.
Пожалуйста, прочитайте каждый абзац отдельно и подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас. Проанализируйте свое состояние, используя данные вопросы. Для более полного анализа Вы можете записать свои ответы на листе бумаге. Выделите то, что наиболее Вас тревожит, чем Вы больше всего недовольны. Отложите свои записи и вернитесь к ним через неделю. Что-то изменилось?