346506 г. Шахты, пер. Мичурина, 11
+7(8636) 23-26-39, +7(8636) 23-25-32
Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения в рамках профилактики суицидов является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска.
Комплексное сопровождение обучающихся группы суицидального риска включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
— педагогическую помощь,
— отслеживание и устранение пробелов в знаниях, определение системы дополнительных занятий и помощи,
— создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,
— психологическую помощь,
— диагностику, консультирование, проведение индивидуальной и групповой психологической коррекции,
— организацию занятости и досуга,
— вовлечение в общественно-полезную деятельность, секции, кружки,
— медицинскую помощь,
— социальную помощь.
Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:
Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов. Являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.
При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:
• частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
• потеря аппетита или импульсивное обжорство;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
• появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
• уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
• погружённость в размышления о смерти;
• отсутствие планов на будущее.
Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.